Каким должен быть язык программирования? Анализ и критика Описание языка Компилятор
Отечественные разработки Cтатьи на компьютерные темы Компьютерный юмор Новости и прочее

Переключатель

Переключатель можно считать разновидностью условного выражения, которая в некоторых случаях удобнее обычного условного выражения. Чем они отличаются?

  • В переключателе проверяется только один объект, который сопоставляется с чем-то другим.
  • Производится проверка этого объекта на равенство (только равенство!) ещё какому-то объекту.
  • После заголовка переключателя перечисляются возможные значения, которые может принимать объект.
        Т.е. переключатель — это условный оператор, который «специализируется» на проверке одного единственного объекта (и только его) на равенство (и только равенство) некоторому набору значений. Исключать его из арсенала инструментов будущего языка программирования не стоит.

        Оператор «switch» в C/C++ выглядит примерно так:
switch (проверяемый на равенство объект)
{  case вариант значения 1:
	операторы
     break;
   case вариант значения 2:
	операторы
     break;
   case вариант значения 3:
   case вариант значения 4:
	операторы
     break;
   default:
	операторы
}
        Преписываем в своём скобочном стиле:
(switch проверяемый на равенство объект
   case вариант значения 1
	операторы
   case вариант значения 2
	операторы
   case {вариант значения 3, вариант значения 4} // не одно значение, а множество
	операторы
   default
	операторы)
            IDE нарисует тот синтаксический сахар, который мы старательно удалили. Внимательные читатели могут заметить, что код на Си может быть таким:
switch (проверяемый на равенство объект)
{  case вариант значения 1:
	операторы
   case вариант значения 2:
	операторы
     break;
   case вариант значения 3:
	операторы
}
            Мы видим, что оператор «break» может отсутствать между ветвями «case». Т.е. после выполнения одной ветви «case» выполняется идущая ниже. Ничего хорошего в этом нет. Это провоцирует появление «спагетти-кода». Такую возможность следует исключить так же безжалостно, как и в случае с «goto». Поэтому одна ветвь «case» должна заканчиваться, когда начинается следующая. А теперь подводим итог, изобразив наши идеи в «симметричном скобочном» стиле.

(       switch проверяемый на равенство объект  
 
      case вариант значения 1  
  операторы  
      case вариант значения 2  
  операторы  
      case { вариант значения 3, вариант значения 4 }  
  операторы
 
         default // Может «default» заменить на «else»? Экономия...  
  операторы для всех остальных случаев )

Опубликовано: 2013.05.04, последняя правка: 2014.12.20    10:48

ОценитеОценки посетителей
   █████████████████ 11 (40.7%)
   █████████████ 8 (29.6%)
   ████ 2 (7.40%)
   ██████████ 6 (22.2%)

Отзывы

     2014/12/22 13:20, Сергей          # 

А как бы выбиратель (переключатель) выглядел бы с русскими служебными словами?

     2014/12/23 03:32, Автор сайта          # 

В языке «Эль-76» в этом случае писали «выбор» — «из».

     2015/04/10 02:01, misha_shar53          # 

Синтаксис переключателя взят от Си, а содержание от Паскаль. Это сбивает с толку. Надо тогда и синтаксис брать Паскаля. Он, по-моему, более лаконичный.
Синтаксис Паскаля:
case NUM of
1,2,3: writeln (‘Первый квартал’);
4,5,6: writeln (‘Второй квартал’);
7,8,9: writeln (‘Третий квартал’);
10,11,12: writeln (‘Четвертый квартал’)
else writeln (‘Вы неправильно указали месяц’)
end;
Возможно end заменить на скобку).

     2021/03/27 13:32, Виталий Монастырский          # 

Вот все-таки полезно иногда почитать чужие умные мысли. Насмотрелся на Вашу вакханалию с этими круглыми скобками аля-Лисп, и тут же мне пришла в голову идея как упростить синтаксис переключателей. А оно тут как раз и есть в подсказках на Паскале, хоть и немного в другом виде.

Было:
switch a
case 1 оператор 1
case 2 оператор 2
case 3 оператор 3
case 4 оператор 4
else оператор 5

Стало:
switch a
1 оператор 1
2 оператор 2
3 оператор 3
4 оператор 4
else оператор 5 (используется только если нужны операторы по умолчанию)
:)
И проще, и быстрее, и меньше работы лексеру... ведь реально то этот "case" там вообще никаким образом не нужен. А потом ещё немного подумал и сделал так:

Прерываемый переключатель:
break sw a
1 оператор 1
2 оператор 2
3 оператор 3
4 оператор 4
else оператор 5

Непрерывный перекючатель:
cont sw a
1 оператор 1
2 оператор 2
3 оператор 3
4 оператор 4
else оператор 5
А почему бы, собственно, и нет... вместо case будут два зарезервированных слова: break и cont, которые будут определять продолжаемость или прерываемость операторов проверки. Теперь у меня есть:
break if
cont if
break unif
break sw
cont sw
Похоже эта комбинация описывает вообще все возможные варианты проверки как сложных так и простых условий продолжаемым и прерываемым способом. И всего 6 служебных слов — break, cont, if, unif, sw, else. Учитывая, что это расширенная версия языка, а не ядровая — по-моему весьма не плохо. Решает все проблемы, не теряет удобочитаемости и понимаемости синтаксиса.

Так что — БЛАГОДАРЮ за хорошие идеи. :)

     2021/03/27 22:15, Виталий Монастырский          # 

Итак, теперь у нас имеются новые переключатели. Точно таким же образом работают и множественные операторы переключения, с той лишь разницей, что они всегда сравнивают значения только с одним элементом и по сути выполняют только проверку — равно ли указанное в условии значение реальному значению проверяемого элемента. Общая схема таких операторов следующая:
тип sw элемент
значение команда 1
значение команда 2
значение команда 3
значение команда 4
else команда по умолчанию (если ни одно значение не подошло)
Отдельно обратите внимание на то, что в операторе "sw" напротив каждого значения размещается только одна команда. Если Вам необходимо выполнить блок команд — размещайте его в одельном именованном блоке и выполняйте его через оператор безусловного перехода "doit".

Рассмотрим на примерах, как работают разные типы множественного переключения. Для начала рассмотрим работу непрерывного переключателя.
a, b, c, d : 3, 2, 3, 5
z : 3
and sw z
a команда 1
b команда 2
c команда 3
d команда 4
else команда 5
В данном случае будет выполнена команда 1 и команда 3, так как значение z=3 совпадает со значениями a и c.

Теперь рассмотрим работу прерываемого переключателя с выбором по Истине.
z : 3
or sw z
1 команда 1
2 команда 2
3 команда 3
4 команда 4
В этом случае программа выполнит только команду 3 и сразу выйдет из данного блока проверки условия.

И, наконец, рассмотрим работу прерываемого переключателя с выбором по Ложному условию.
a, b, c, d : 3, 3, 2, 5
z : 3
xor sw z
a команда 1
b команда 2
c команда 3
d команда 4
В этом случае программа выполнит команды 1 и 2, так как значения a и b = z, а значит они соответствует истине. Но после этого программа сразу выйдет из блока проверки условия, так как третье проверяемое значение является ложным. Команды 3 и 4 выполнены не будут.

Преимущество переключателей в том, что их синтаксис позволяет указывать оператор выполнения сразу после значения условия, что дает очень компактную запись условного перехода.

     2021/03/27 22:17, Виталий Монастырский          # 

Ой, беда. Я похоже поломал Ваш сайт. Похоже, что у Вас в тегах не выполняется перенос предложений. Не знал. Извините. Учту.

     2021/04/01 14:45, Александр Коновалов aka Маздайщик          # 

В языках Си и Паскаль метками оператора case могут быть только целочисленные константы (включая константы перечислимого типа). И это неслучайно, так сделано для повышения производительности. Если диапазон между наибольшей и наименьшей меткой сравнительно небольшой и метки в этом диапазоне уложены плотно (при этом веток с одинаковыми метками быть не должно), то вместо цепочки ветвлений переключатель компилируется в вычислимый goto:
switch (n) {
case 0: printf("zero"); break;
case 1: printf("one"); break;

case 2: case 3: case 5: case 7:
printf("prime %d", n);
break;

case 4: case 6: case 8: case 9:
printf("not prime %d", n);
break;

default: printf("I don't know the number %d", n);
}
label jump[10] = {
&zero, &one, &prime, &prime, ¬_prime,
&prime, ¬_prime, &prime, ¬_prime, ¬_prime
};

if (n < 10)
goto jump[n];
else
goto unknown;

zero: printf("zero"); goto exit;
one: printf("one"); goto exit;
prime: printf("prime %d", n); goto exit;
not_prime: printf("not prime %d", n); goto exit;
unknown: printf("I don't know the number %d", n);
exit:
В отличие от вложенных ветвлений, такая реализация переключателя обеспечивает более высокое быстродействие: переход на метку выполняется за небольшое константное время, не зависящее от числа меток.

Поэтому переключатель можно использовать в интерпретаторах байткода, где может быть около сотни различных машинных команд виртуальной машины:
switch (program[pc]) {
case ADD: … break;
case SUB: … break;
case JMP: … break;
case CALL: … break;
case RET: … break;

и ещё несколько десятков опкодов

default:
fprintf(stderr, "BAD OPCODE %d AT %d!\n", program[pc], pc);
abort();
}
Быстродействие в случае цепочки if/else if/else if будет в дикие разы хуже.

Если язык допускает нецелочисленные метки для переключателя, либо переменные в метках, то переключатель в таком случае будет лишь синтаксическим сахаром для условного оператора.

     2021/04/03 00:00, alextretyak          # 

Если диапазон между наибольшей и наименьшей меткой сравнительно небольшой и метки в этом диапазоне уложены плотно

Данное условие для оптимизации конструкции switch соблюдать вовсе не обязательно, т.к. можно использовать HashMap {причём не простой HashMap, а на основе perfect hash function, т.к. все возможные ключи этого HashMap известны на этапе компиляции}, у него также сложность будет O(1).

Если язык допускает нецелочисленные метки для переключателя

Эта проблема аналогично решается с помощью HashMap, т.к. ключи у него вполне могут быть нецелочисленного типа, например строками.

     2021/04/04 13:02, Александр Коновалов aka Маздайщик          # 

Спасибо, Алекс! Ценное дополнение.

Если брать целочисленные ключи из небольшого диапазона, то операция перехода выражается несколькими машинными инструкциями: проверкой на выход за границы, индексацией и переходом. Если веток около сотни (не редкость в интерпретаторах байткода), а тип проверяемой переменной однобайтовый (например, char в Си), то даже выход за границы проверять не обязательно — проще выделить массив 256 разных меток.

Хеширование потребует несколько больше команд, кроме того, компилятор должен уметь подбирать совершенную хеш-функцию для каждого набора значений). Посложнее, конечно, но я не удивлюсь, если это где-то уже реализовано.

     2021/04/04 13:13, Александр Коновалов aka Маздайщик          # 

К чему я написал пред-предыдущий комментарий. К тому, что либо метки ветвей синтаксически должны быть константами, либо, когда метки могут быть произвольными выражениями (как в Go, например, или в языке Виталия), компилятор должен распознавать частный случай константных меток и компилировать его особым образом.

Практическая потребность в этом есть. Кроме того, пользователи языка будут ожидать, что выбор ветки переключателя выполняется за константное время.

Виталий в других темах утверждал, что программы в полном синтаксисе сначала упрощаются до подмножества, а затем подмножество компилируется в целевой код. Подмножество в языке Виталия (буду называть его так, поскольку, как показал Алекс, имя cup не однозначно) включает в себя только условные и безусловные переходы. Для эффективной компиляции переключателя в язык-ядро ему также следует добавить массивы меток (были в Алголе-60) и переход на метку из массива.

     2021/04/04 14:43, kt          # 

Я бы ещё упомянул о таких GOTO, как переход по меткам с индексами в PL/1, типа

dcl n fixed(31);
n=1;
goto m(n);

m(1):

m(2):
….
Или о такой экзотике, как метки-переменные и метки-массивы.

// метка-массив
dcl k (4) label static init(m1,m5,m10,m25);
goto k(n);
...
// метка-переменная
dcl lab label;
lab=m1;

m0:goto lab;
m1:...lab=m2; goto m0;
m2:...lab=m3; goto m0;
...
Эти механизмы удобны для программирования конечных автоматов, очень просты в реализации и сам переход всегда за константное время.

     2021/04/04 15:11, Автор сайта          # 

Да, читая про массивы меток, мне первым делом подумалось про PL/1 :)

     2021/04/04 15:31, Александр Коновалов aka Маздайщик          # 

Спасибо, Дмитрий Юрьевич, за ценное дополнение!

Метки-массивы видел в Алголе-60, о чём я упоминал. В Фортране, помню, параметром подпрограммы могла быть метка — подпрограмма могла возвращаться не в точку своего вызова, а прыгнуть куда-то. Например, на обработчик ошибки.

Сейчас перечитал сообщение об Алголе-60. Массивы меток были константными, описывались как
switch S := L1, L2, L3;

goto S[n];
Кроме того, тоже параметрами процедур могли быть метки. Переменных-меток не было.

В классическом Бейсике был оператор
ON ‹выражение› GOTO 100, 150, 200, 300
Выражение вычисляло номер метки, на которую выполнялся переход. Если выражение вычислялось в 0, делался переход на метку 100, 1 — 150, 2 — 200, 3 — 300, в остальных случаях переход не выполнялся.

В общем, в старых языках возможности GOTO были богаче.

Впрочем, и в Си оператор switch довольно интересен: Устройство Даффа

     2021/04/04 15:58, kt          # 

Метки-переменные и метки-массивы, это то, с чем мне пришлось столкнуться в PL/1 в первом же самостоятельном проекте (интерпретатор с ПРОЛ-2, 1987 год). Поскольку эти механизмы были просты и понятны — очень громоздкий конечный автомат заработал очень быстро (для новичка).

Лет через десять такими же механизмами мы вдвоем разрабатывали Систему Отладки м Моделирования СОМ. На спор уложились в 5 недель. Опять-таки из-за простоты и поэтому понятности. Ну и, конечно, X86 поддерживает — прямой командой перехода по адресу в переменной, т.е. прямо отображает переход по метке-переменной.

     2021/04/04 16:50, Автор сайта          # 

Плавно и незаметно вышли на тему полезности goto, которая обсуждается в соседней ветке :)

     2021/04/04 18:29, kt          # 

Это goto — какое надо goto )) Во всех примерах именно переключатели

Добавить свой отзыв

Написать автору можно на электронную почту
mail(аt)compiler.su

Авторизация

Регистрация

Выслать пароль

Карта сайта


Содержание

Каким должен быть язык программирования?

Анализ и критика

●  Устарел ли текст как форма представления программы

●  Русский язык и программирование

●  Многоязыковое программирование

Синтаксис языков программирования

Синтаксический сахар

●  Некоторые «вкусности» Алгол-68

●  «Двухмерный» синтаксис Python

●  Почему языки с синтаксисом Си популярнее языков с синтаксисом Паскаля?

●  Должна ли программа быть удобочитаемой?

●  Стиль языка программирования

●  Тексто-графическое представление программы

●●  Разделители

●●  Строки программы

●●  Слева направо или справа налево?

●  Комментарии

●●  Длинные комментарии

●●  Короткие комментарии

●●  Комментарии автоматической генерации документации

●●  Нерабочий код

●●  Помеченные комментарии

●  Нужны ли беззнаковые целые?

●  Шестнадцатиричные и двоичные константы

●  Условные операторы

●  Переключатель

●  Циклы

●●  Продолжение цикла и выход из него

●  Некошерный «goto»

●  Изменение приоритетов операций

●  Операции присвоения и проверки на равенство. Возможно ли одинаковое обозначение?

●  Так ли нужны операции «&&», «||» и «^^»?

●  Постфиксные инкремент и декремент

●  Почему в PHP для конкатенации строк используется «.»?

●  Указатели и ссылки в C++

●●  О неправомерном доступе к памяти через указатели

●  Обработка ошибок

●  Функциональное программирование

●●  Нечистые действия в чистых функциях

●●  О чистоте и нечистоте функций и языков

●●  Макросы — это чистые функции, исполняемые во время компиляции

●●  Хаскелл, детище британских учёных

●●  Измеряем замедление при вызове функций высших порядков

●●  C vs Haskell: сравнение скорости на простом примере

●●  Уникальность имён функций: за и против

●●  Каррирование: для чего и как

●●  О тестах, доказывающих отсутствие ошибок

●  Надёжные программы из ненадёжных компонентов

●●  О многократном резервировании функций

●  Использование памяти

●  Почему динамическое распределение памяти — это плохо

●  Как обеспечить возврат функциями объектов переменной длины?

●●  Типы переменного размера (dynamically sized types, DST) в языке Rust

●●  Массивы переменной длины в C/C++

●●  Размещение объектов в стеке, традиционный подход

●●  Размещение объектов переменной длины с использованием множества стеков

●●  Размещение объектов переменной длины с использованием двух стеков

●●  Реализация двухстековой модели размещения данных

●●  Двухстековая модель: тесты на скорость

●●  Изменение длины объекта в стеке во время исполнения

●●  Размещение объектов переменной длины с использованием одного стека

●  Можно ли забыть о «куче», если объекты переменной длины хранить в стеке

●  Безопасность и размещение объектов переменной длины в стеке

●  Массивы, структуры, типы, классы переменной длины

●  О хранении данных в стеке, вместо заключения

●  Реализация параметрического полиморфизма

Описание языка

Компилятор

Отечественные разработки

Cтатьи на компьютерные темы

Компьютерный юмор

Новости и прочее




Последние отзывы

2024/03/19 02:19 ••• Ivan
Энтузиасты-разработчики компиляторов и их проекты

2024/03/18 23:25 ••• Автор сайта
Надёжные программы из ненадёжных компонентов

2024/03/18 22:44 ••• Автор сайта
О многократном резервировании функций

2024/03/17 17:18 ••• Городняя Лидия Васильевна
Раскрутка компилятора

2024/03/10 18:33 ••• Бурановский дедушка
Русской операционной системой должна стать ReactOS

2024/03/07 14:16 ••• Неслучайный читатель
«Двухмерный» синтаксис Python

2024/03/03 16:49 ••• Автор сайта
О неправомерном доступе к памяти через указатели

2024/02/28 18:59 ••• Вежливый Лис
Про лебедей, раков и щук

2024/02/24 18:10 ••• Бурановский дедушка
ЕС ЭВМ — это измена, трусость и обман?

2024/02/22 15:57 ••• Автор сайта
Русский язык и программирование

2024/02/19 17:58 ••• Сорок Сороков
О русском языке в программировании

2024/02/16 16:33 ••• Клихальт
Избранные компьютерные анекдоты

2024/02/10 22:40 ••• Автор сайта
Все языки эквивалентны. Но некоторые из них эквивалентнее других